Особенности работы концертмейстера в классе духовых инструментов
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Фахразиев Зульфат Талгатович
Организация: МБУДО «ДШИ» Приволжского района г.Казани
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Развитием юных музыкантов в детской музыкальной школе и детской школе искусств занимаются преподаватели и концертмейстеры. Нельзя недооценивать роль концертмейстера – самой распространенной профессии среди пианистов. Это главный помощник педагога в классах духовых и ударных, струнно-смычковых, народных инструментов, а также в классе хора и вокального исполнительства. Концертмейстер аккомпанирует солистам на концертах, конкурсах, экзаменах, а также помогает разучивать произведения и работать над ними в классе.
Главные качества концертмейстера в классе флейты должны включать в себя музыкальную одаренность, умение играть в ансамбле, быть артистичным, иметь фантазию, образованность и эрудированность в музыкальной части, иметь быструю реакцию и понимать всю специфику исполнителей на духовых инструментов. Концертмейстеру необходимо обладать не только музыкальной чуткостью, но и хорошим мышлением, интуицией, сильными нервами. Также необходимо уметь транспонировать, подобрать по слуху, обладать навыками импровизации.
Когда концертмейстер работает с учащимися, он должен знать должен знать особенности дыхания. Это искусство заключается в том, чтобы грамотно расходовать дыхание, а не набирать большое количество воздуха. Дыхание, выдох и вдох в разных произведениях могут браться по-разному: равномерно, замедленно, ускоренно. Это зависит от характера, от стиля и темпа. Все моменты смены дыхания оговариваются и отрабатываются в классе. Концертмейстер должен точно знать все намерения исполнителя, потому что дыхание и линия фразы тесно связаны между собой.
В одних и тех же произведениях у каждого духовика будет разная фразировка и разное дыхание. Это зависит от уровня учащегося, степени готовности и восприятия музыкального произведения.
Если учащийся во время выступления на экзамене, концерте или конкурсе волнуется, боится, недостаточно знает текст, происходят внутренние зажимы, как психологические, так и физиологические. Они, как правило, преподносят множество неожиданностей, такие как нехватка воздуха и дыхания. Пианист, в свою очередь, должен быть очень чутким, ощущать и понимать какой запас воздуха есть у солиста. Данную ситуацию нужно уметь контролировать слухом и взглядом, а еще продумать на уроках запасные варианты, которые не дадут растеряться во время выступления.
Концертмейстер, имеющий опыт работы, владеет такими навыками, как контроль динамики, баланса звучания духового инструмента и агогики. Основной задачей аккомпаниатора является умение не перекрывать волну воздуха солиста. Рассчитывается баланс в пользу исполнителя на духовых инструментах. Перекричать рояль флейтист не сможет, так как попытка усиления звучности приводит к эффекту передувания и звучание от напора воздушного столба переходит на октаву выше.
Также пианисту во время игры с флейтистами и саксофонистами нужно учитывать и слышать момент атаки, возникновение и первое взятие звука. Дыхание и атака звука непосредственно взаимодействуют между собой. Если у духовика уверенная и определенная атака, то звук становится лучше. И также наоборот, если атака берется неуверенно (шорохи, призвуки), то и звук становится далек от идеала.
Звук саксофона или флейты возникает немного позже, это связано со спецификой духовых инструментов. Если пианист и духовик вступают одновременно, то лучше поймать нужный момент не только визуально, но и ориентируясь на слух (ведь взятие воздуха по-настоящему можно услышать нередко).
Если хорошо отработать атаку, то на практике это очень помогает облегчить звукоизвлечение и позволить солисту добиваться различных, тонких красок звучания.
Концертмейстер обязательно должен об этом помнить, ему необходимо заранее заботиться и подготавливать туше, правильное прикосновение к роялю и способы взятия клавиш.
Сами дети очень любят работу с концертмейстером, это добавляет им уверенности в своих силах и приближает их к выступлениям на сцене. Работа пианиста с духовиками иногда очень полезна и без преподавателя, поэтому такие занятия тоже практикуются в классе духовых инструментов. Подводя итоги, можно сказать, что пианист-аккомпаниатор выступает в качестве исполнителя, педагога, организатора, психолога и помощника, где во главе всего стоит музыка.
Роль концертмейстера увлекательная и уникальная, она очень велика в детских музыкальных школах и детских школах искусства, в их учебном процессе. Если пианист в совершенстве владеет всем «комплексом хорошего концертмейстера», это делает его востребованным во всех сферах музыкальной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гофман И. Фортепианная игра – ответы на вопросы о фортепианной игре / пер. с англ. М. Музгиз, 1961 – 224с.
- Крючков Н. искусство аккомпанемента как предмет обучения / под ред. Зориной Л.: гос. Муз.издат-во,1961. – 71с.
- Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента/ Под ред. Крюкова Л.: Музыка,1972г.- 80с.
- Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства: монография/ Под ред. А.И. Демченко. – Гос. автономное образовательное учреждение среднего проф. образования. «Рязанский муз. Колледж им. Г.и А. Пироговых/ Рязань – 2012. – 200с.
- Шендерович Е. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. М.:1996.- 204с.
- Шелудякова Ю.В. развитие флейтового искусства в эпоху барокко/ Искусство и образование. – 2008 – №1.- 34-40с.