Программа кружковой работы по краеведению
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Дубинянская Наталья Сергеевна
Организация: ГБОУ СОШ пос. Просвет СП «Детский сад «Мишутка»
Населенный пункт: Самарская область, Пгт. Рощинский
Понятие «патриотизм» многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо воспитывать эти чувства в каждом ребенке. При этом необходимо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос. Именно поэтому занятия по краеведению – социально значимы и необходимы в работе с детьми.
В нашем детском саду краеведческая работа является особенно актуальной, так как поселок Рощинский - военный городок, многие родители наших воспитанников приехали сюда из других регионов. В связи с этим очень немногие знают историю, достопримечательности, особенности растительного и животного мира нашего края. Для их детей Самарская земля стала родной и поэтому одна из главных задач педагогов- научить чувствовать красоту Самарской земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам.
Необходимо также познакомить детей с историей родного поселка, ведь Рощинский гарнизон славится своими боевыми победами и традициями, среди военнослужащих, проходивших службу в нашем гарнизоне много героев Великой Отечественной Войны и локальных войн (Афганистан, Чечня). Чувство гордости за своих отцов – защитников Отечества, уважение к ветеранам, знание истории своего родного поселка, является основой для формирования чувства собственного достоинства, осознания себя гражданином великой страны.
Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, бережное отношение к богатствам родной природы. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами краеведения, я опиралась на нормативно- правовую базу:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
- Федеральный закон «Об образовании» от 29. 12. 2012, № 273 - ФЗ
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007, № 22 – ФЗ
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 4 октября 2000, № 751
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
программы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
- Основная общеобразовательная программа СП «Детский сад «Мишутка» ГБОУ СОШ пос. Просвет / Сост. С. Б. Шумейко, 2015
- НовицкаяМ. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс, 2012. – 200с.
Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы» и в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Это систематическая целенаправленная деятельность государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, [5].
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;
-воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Одним из принципов дошкольного образования, обозначенного в ФГОС ДО, является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (п.1.4).
ФГОС предполагает формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира, [6].
Целью программы по патриотическому воспитанию «Наследие» (Автор Новицкая М.), является «введение в традиционную русскую культуру.по замыслу авторов, обращение к народному наследию, к родной культуре не изоляция в этнически замкнутом пространстве, а приобщение детей к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми», [9, С. 7].
К сожалению, имеющиеся программы и методические пособия по патриотическому воспитанию не удовлетворяют в полной мерепотребностям нашего детского сада, так как не содержат системы краеведческой работы, актуальной в настоящее время.
Цель курсовой:
Разработка программы кружковой работы по краеведению в старшей группе.
Задачи:
1.Подобрать и проанализировать литературу по теме работы.
2.Обосновать выбор форм работы , используемых в работе кружка.
3.Показать эффективность и результативность работы кружка в выбранных направлениях.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Психолого-физиологические особенности детей возраста и особенности восприятия темы
В старшем дошкольном возрасте у детей продолжает развиваться воображение, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, [7].
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением, [12].
Планируя работу по краеведению, педагог должен помнить, что в дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности обеспечивают повышение интереса к данной теме.
Уровень представления детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано педагогом, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в детском саду. Особое значение имеют формы работы в этом направлении. Они должны быть разнообразными.
Поскольку у детей дошкольного возраста еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города, села. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений.
Глава 2. Основные направления работы по теме
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Краеведение органично входит в систему нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется в соответствии с требованиями ООП детского сада «Мишутка». Целью и задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников ООП детского сада определяет:
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»;
- формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств;
- формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Реализация данных задач осуществляется педагогами детского сада во всех видах детской деятельности. Основной формой работы в данном направлении является непосредственно образовательная деятельность.
В детском саду создана предметно-развивающая среда, позволяющая осуществлять нравственно-патриотическое воспитание: в каждой группе есть уголок «Моя Родина – Россия», где представлена символика страны, предметы народно-прикладного творчества, книги, альбомы, игры, позволяющие познакомить детей с фольклором, народным творчеством, знаменитыми соотечественниками. Проводятся развлечения, досуги, приуроченные к государственным и народным праздникам, знаменательным датам (День знаний, Новый год, Масленица, День Защитников Отечества, Мамин праздник, День Космонавтики и др.).
Однако анализ результатов усвоения программы показывает недостаточный уровень знаний детей о своей малой родине.
Проанализировав ООП и развивающую среду детского сада, мы пришли к выводу, что в нашем ДОУ есть необходимость в более глубоком изучении краеведческого материала.
С целью изучения потребности родителей в данной работе, нами было проведено анкетирование «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».
Родителей воспитанников попросили ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства?
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
Анкетирование показало, что сами родители практически не владеют информацией о культуре, достопримечательностях Самарской области, не знают историю поселка. Практически все опрошенные считают, что краеведческие знания необходимы их детям, считают эту работу важной, но признают свою некомпетентность в этой области.
Учитывая потребности детей и запросы родителей, нами была создана авторская программа дополнительного образования «Наш родной край», которая предусматривает изучение истории, природы поселка Рощинский и родного края, культуры, традиций народов, проживающих на территории Самарской области.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Краеведческая работа ведется по следующим направлениям:
- Ознакомление с природными богатствами родного края (растения, животный мир, река Волга, полезные ископаемые);
- Изучение истории родного поселка, знакомство со знаменитыми земляками, встречи с ветеранами;
- Формирование представлений об армии, родах войск, ее роли в защите Отечества с древних времен до наших дней;
- Формирование представлений о Самаре, как о столице Самарской области, знакомство с достопримечательностями города;
- Ознакомление с символикой Самарской области;
- Знакомство с народами, проживающими на территории Самарской области (русские, мордва, чуваши, марийцы, татары, башкиры), их культурой, традициями, народными костюмами;
- Знакомство с народными праздниками, фольклором.
При отборе содержания занятий все обилие краеведческих фактов и явлении, доступных для детей, делится на большие темы, а каждая из них – на понятия, которые могут лечь в основу конкретной темы занятия. Внутри группы содержание занятий строится по календарному принципу с учётом времени года и отмечаемых событий.
Знакомство с родным краем осуществляется через экскурсии, игры-путешествия, интерактивные презентации, встречи с интересными людьми, праздники, экологические акции, выставки, художественно-творческую деятельность.
Самой популярной формой краеведческой работы являются экскурсии. Данная форма краеведческой работы имеет цель развития познавательной активности, наблюдательности, личностных качеств детей, интереса к родному краю. Программа предусматривает экскурсии по поселку, к природным объектам (в лес, на луг, к водоему), в краеведческий музей, к памятнику героям, погибшим в ВОВ.
Одним из направлений работы, осуществляемое через экскурсии является ознакомление с родным поселком. Важно показать детям, что поселок Рощинский имеет свою специфику (военный городок), славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, городом Самарой. Рощинский - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
С достопримечательностями Самары и Самарской области дети знакомятся через заочные экскурсии, интерактивные презентации, игры-путешествия.
Одной из современных форм работы с детьми является проектная деятельность. Данная форма работы помогает в формировании социально-личностных качеств детей – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе. В работе кружка реализуется два проекта: «Голубая планета» и «Спасибо за мир!».
Огромную роль в ознакомлении детей с фольклором, устным народным творчеством, народными традициями играют праздники, развлечения, театрализованная деятельность. Эти формы работы также активно использовались в работе краеведческого кружка. Дети знакомятся с традициями и особенностями празднования зимних праздников. У них формируются навыки праздничной культуры, развивается эмоционально положительное отношение к празднику и желание участвовать в его подготовке. Важно отметить, что организация и проведение праздников проводилась в тесном взаимодействии с родителями.
Обязательной формой работы кружка являются различные выставки: детского творчества, фотографий, макетов. Выставки детских работ подводят итог работы по конкретной теме.
Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о поселке, городе Самара, родном крае; творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- создание картотек, альбомов;
- проведение праздников, развлечений, спектаклей;
- выставки детских работ;
- участие в проектной деятельности;
- участие в экологической акции;
-итоговое мероприятие – КВН «Знатоки родного края».
Глава 3. Реализация основных направлений программы кружка «Наш родной край» (из опыта работы)
Учебный план работы кружка
№ |
Название темы, раздела |
Всего часов |
Из них |
Формы контроля |
|
Расска-зывание |
Прак-тика |
||||
1 |
Природа родного края |
4 |
1 |
3 |
Оформление гербария Создание картотеки Оформление альбома «Красная книга Самарской области» Выставки детских работ Фотовыставка «Наши питомцы» Развешивание кормушек на участке детского сада Оформление альбома «Полезные ископаемые Самарской области» |
2 |
Наш поселок |
3 |
0,5 |
2,5 |
Фотографии достопримечательностей поселка. Оформление фотоальбома «Наш поселок Рощинский». План участка детского сада |
3 |
«Мы живем на Волге» |
4 |
1 |
3 |
Дидактическая игра «Найди герб Самарской области» Альбом «Самара» |
4 |
Праздники |
4 |
1 |
3 |
Досуг |
5 |
Наши защитники |
3 |
0,5 |
2,5 |
Праздник |
6 |
Культура и традиции |
4 |
1 |
3 |
Срез знаний Выставка детских работ |
7 |
Проект «Голубая планета» |
4 |
0,5 |
3,5 |
Развешивание скворечников на участке детского сада праздник |
8 |
Проект «Спасибо за мир!» |
4 |
0,5 |
3,5 |
Выставка детских работ |
9 |
КВН «Знатоки родного края» |
1 |
|
1 |
Открытый просмотр |
Пояснительная записка
Актуальность темы обусловлена спецификой поселка: так как поселок Рощинский - военный городок, многие родители наших воспитанников приехали сюда из других регионов. В связи с этим очень немногие знают историю, достопримечательности, особенности растительного и животного мира нашего края. Для их детей Самарская земля стала родной и поэтому одна из главных задач педагогов - научить чувствовать красоту Самарской земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам.
Необходимо также познакомить детей с историей родного поселка, ведь Рощинский гарнизон славится своими боевыми победами и традициями, среди военнослужащих, проходивших службу в нашем гарнизоне много героев Великой Отечественной Войны и локальных войн (Афганистан, Чечня). Чувство гордости за своих отцов – защитников Отечества, уважение к ветеранам, знание истории своего родного поселка, является основой для формирования чувства собственного достоинства, осознания себя гражданином великой страны.
Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, бережное отношение к богатствам родной природы. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Цель программы: формирование у дошкольников целостных представлений о культуре и традициях народов, проживающих в Поволжье; истории родного края и его защитниках; природных богатствах и климатических особенностях Самарской области.
Задачи:
- Познакомить детей с богатством растительного и животного мира Самарской области, ее географическом положении и полезных ископаемых.
- Сформировать представление о Самаре, как столице родного края; познакомить с достопримечательностями города, архитектурными памятниками, роли самарцев в освоении космоса.
- Познакомить с символикой Самарской области, с традициями, бытом и культурой народов, проживающих на территории Самарской области.
- Обогатить знания о родном поселке, его истории, достопримечательностях, людях военных профессий.
- Формировать основы экологической культуры, гуманное отношение к природе.
- Развивать познавательную активность, творческие способности, умение вести самостоятельные наблюдения в природе, ориентироваться по карте
- Развивать интерес к прошлому, настоящему, будущему родного края.
- Развивать умение рассказывать о назначении объектов поселка, о достопримечательностях края.
- Воспитывать любовь к малой родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, к прошлому, настоящему, будущему родного края.
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, чувство благодарности и уважения к ветеранам ВОВ.
- Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Воспитывать культуру экологически грамотного поведения в быту, в природе.
Целевая аудитория: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Старший дошкольный возраст является благоприятным для осуществления краеведческой работы по приобщению детей к культуре родного края, т.к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Объем программы – 36 часов. Из них: рассказывание – 6 ч., практика – 30 ч.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю.
Планируемые результаты освоения программы
Дошкольники будут знать:
- Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов; типичных представителей животного и растительного мира, в том числе, занесенных в Красную Книгу; полезные ископаемые, географическое положение);
- Наиболее важные исторические события истории поселка Рощинский;
- Достопримечательности родного поселка и Самары;
- Символику Самарской области;
- Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества;
- Традиционные праздники русского народа.
Дошкольники будут уметь:
- Вести самостоятельные наблюдения в природе;
- Узнавать изученные растения и животных, называть некоторые растения и животных, занесенных в Красную книгу;
- Работать с элементами народного творчества;
- Применять игры разных народов края для организации собственного досуга;
- Приводить примеры полезных ископаемых Самарской области;
- Уметь рассказывать о назначении объектов поселка, о достопримечательностях края;
- Уметь ориентироваться по карте;
У дошкольников будут воспитаны:
- Любовь к малой родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, к прошлому, настоящему, будущему родного края;
- Уважение к защитникам Отечества, чувство благодарности и уважения к ветеранам ВОВ;
- Толерантное отношение к представителям других национальностей;
- Культура экологически грамотного поведения в быту, в природе.
Формы организации занятий:
- Экскурсии
- Игры
- Беседы
- Проектная деятельность
- Праздники, развлечения, досуги
- Встречи с ветеранами ВОВ
- Заочные путешествия по родному краю
- Выставки
- Художественно-творческая деятельность
- Продуктивная деятельность
- Театрализованная деятельность
- Презентации
- Экологические акции
Формы контроля
- анализ детской деятельности (рассказы о поселке, городе Самара, родном крае; творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- создание картотек, альбомов;
- проведение праздников, развлечений, спектаклей;
- выставки детских работ;
- участие в проектной деятельности;
- участие в экологической акции;
-итоговое мероприятие – КВН «Знатоки родного края».
Содержание программы
Блок «Природа родного края»
Тема: «Зеленая кладовая». Экскурсия в рощу. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Оформление гербария.
Тема: «Лекарственные растения». Презентация «Лекарственые растения». Угощение фито-чаем (отвар шиповника). Создание картотеки.
Тема «Растения, которые нужно охранять». Презентация «Растения, занесенные в Красную Книгу Самарской области». Оформление альбома «Красная книга Самарской области».
Экологическая акция «Берегите природу родного края!». Художественно-творческая деятельность: рисование плакатов. Выставка детских рисунков.
Тема: «Наши питомцы». Рассказы детей о своих домашних животных. Выставка рисунков.
Тема: «Наши питомцы». Наблюдение за животными в уголке природы. Фотовыставка «Наши питомцы».
Тема: «Редкие животные самарской области». Презентация «Животные, занесенные в Красную Книгу Самарской области». Оформление альбома «Красная книга Самарской области».
Тема: «Изготовление кормушек для птиц». Продуктивная деятельность. Развешивание кормушек на участке детского сада.
Тема: «Полезные ископаемые Самарской области». Экскурсия в краеведческий музей -рассматривание образцов полезных ископаемых.Оформление альбома «Полезные ископаемые Самарской области».
Блок «Наш родной поселок»
Тема: «Наш родной поселок». Экскурсия по поселку. Фотографии достопримечательностей поселка.
Тема: «Знакомство с историей поселка Рощинский». Рассказ об истории поселка. Просмотр слайдов «Рощинский». Оформление фотоальбома «Наш поселок Рощинский»
Тема: «Наш поселок на карте Самарской области». Знакомство с картой своего поселка, края.Ориентирование на местности с картой.Игра «Найди клад». Составление плана участка детского сада.
Блок «Мы живем на Волге»
Тема: «Великая русская река Волга». Игра «Путешествие по Волге».
Тема: «Символика Самарской области». Презентация «Герб Самарской области».Игра «Найди герб Самарской области».
Тема: «Город Самара». Презентация «Самара – столица Самарской области». Оформление альбома «Самара»
Тема: «Народы Самарской области». Презентация «Народы, проживающие на территории Самарской области». Выставка кукол в национальной одежде. Игра «Оденем куклу».
Блок «Праздники»
Тема: «Рождество». Спектакль «Рождественская сказка»
Тема: «Народные праздники». Беседа о праздниках. Прослушивание песен.Разучивание народных игр.
Тема: «Народные праздники». Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров, игр). Знакомство с приметами Сретенья. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».
Досуг «Зимние забавы». Пение песен, закличек, народные игры, хороводы.
Блок «Наши защитники»
Тема: «Защитники земли русской». Презентация «Защитники Отечества с древних времен до наших дней». Изготовление костюмов, атрибутов.
Тема: «Защитники земли русской». Репетиция сценки «Богатыри».Изготовление костюмов, атрибутов.
«Праздник мужества и чести». Праздник, посвященный Дню Защитников Отечества.
Блок «Культура и традиции»
Тема: «Обычаи, обряды народов Самарской области». Просмотр мультфильма об обычаях мордовского народа.Художественно-творческая деятельность «Куйгорож».
Тема: «Народы Самарской области». Игровое занятие «В гостях у Хозяюшки».
Тема: «Знакомство с фольклором». Чтение: «Жигулевские сказки».
Тема: «Знакомство с фольклором». Продуктивная деятельность: рисование по мотивам жигулевских сказок. Выставка детских рисунков.
Проект «Голубая планета»
Тема: «Изготовление скворечников». Продуктивная деятельность совместно с родителями. Развешивание скворечников на участке детского сада
Тема: «Самара и космос». Презентация «Роль Самары в освоении космоса». Создание коллажа «К далеким звездам».
Экологическая акция «Чистая планета». Уборка мусора на участке
Праздник «День Земли»
Проект «Спасибо за мир!»
Тема: «Памятник «Мать – Родина». Экскурсия к памятнику.
Тема: «Подвиги наших земляков». Экскурсия в музей боевой славы в/ч 90600. Рассказ о мужественной борьбе русского народа в ВОВ, о ветеранах,
Тема: «Этих дней не смолкнет слава!». Художественно-творческая деятельность: коллажи, рисунки.
Тема: «Подвиги наших земляков». Встреча с ветеранами. Праздничное чаепитие.Вручение подарков, сделанных своими руками
КВН «Знатоки родного края». Итоговое мероприятие.
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Из них |
Формы организации занятий |
Формы контроля |
|
Рас-ска-зыва-ние |
Прак-тика |
|||||
|
Растения родного края |
4 |
1 |
3 |
|
|
1 |
Зеленая кладовая. |
1 |
|
1 |
Экскурсия в рощу. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. |
Оформление гербария |
2 |
Лекарственные растения |
1 |
0,5 |
0,5 |
Презентация «Лекарственые растения» Угощение фито-чаем (отвар шиповника) |
Создание картотеки |
3 |
Растения, которые нужно охранять |
1 |
0,5 |
0,5 |
Презентация «Растения, занесенные в Красную Книгу Самарской области» Оформление альбома «Красная книга Самарской области» |
Оформление альбома |
4 |
Экологическая акция «Берегите природу!» |
1 |
|
1 |
Продуктивная деятельность: рисование плакатов |
Выставка детских рисунков |
|
Животные нашего края |
4 |
1 |
3 |
|
|
5 |
Наши питомцы |
1 |
0,5 |
0,5 |
Рассказы детей о своих домашних животных Рисование «Мой любимец»
|
Выставка рисунков |
6 |
Наши питомцы |
1 |
|
1 |
Наблюдение за животными в уголке природы Организация фотовыставки «Наши питомцы» |
Фотовыставка |
7 |
Редкие животные самарской области |
1 |
0,5 |
0,5 |
Презентация «Животные, занесенные в Красную Книгу Самарской области» Оформление альбома «Красная книга Самарской области» |
Оформление альбома |
8 |
Изготовление кормушек для птиц |
1 |
|
1 |
Продуктивная деятельность |
Развешивание кормушек на участке детского сада |
9 |
Полезные ископаемые Самарской области. |
1 |
|
1 |
Экскурсия в краеведческий музей -рассматривание образцов полезных ископаемых. |
Оформление альбома «Полезные ископаемые Самарской области» |
|
«Наш родной поселок» |
3 |
0,5 |
2,5 |
|
|
10 |
Наш родной поселок |
1 |
|
1 |
Экскурсия по поселку |
Фотографии достопримечательностей поселка |
11 |
Знакомство с историей поселка Рощинский. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Рассказ об истории поселка Просмотр слайдов «Рощинский» Оформление фотоальбома «Наш поселок Рощинский» |
Оформление фотоальбома |
12 |
Наш поселок на карте Самарской области |
1 |
|
1 |
Знакомство с картой своего поселка, края. Ориентирование на местности с картой. Игра «Найди клад» Составление плана местности |
План участка детского сада |
|
«Мы живем на Волге» |
4 |
1 |
3 |
|
|
13 |
Великая русская река Волга. |
1 |
|
1 |
Игра «Путешествие по Волге» |
|
14 |
Символика Самарской области. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Презентация «Герб Самарской области». Игра «Найди герб Самарской области»». |
Дидактическая игра «Найди герб Самарской области» |
15 |
Город Самара |
1 |
0,5 |
0,5 |
Презентация «Самара – столица Самарской области» Заочное путешествие по Самаре |
Срез знаний детей |
16 |
Народы Самарской области. края. |
1 |
|
1 |
Презентация «Народы, проживающие на территории Самарской области». Выставка кукол в национальной одежде. Игра «Оденем куклу» |
Срез знаний |
|
Праздники |
4 |
1 |
3 |
|
|
17 |
Рождество |
1 |
|
1 |
Спектакль «Рождественская сказка» |
Спектакль |
18 |
Народные праздники |
1 |
0,5 |
0,5 |
Рассказ о народных праздниках Прослушивание песен. Разучивание народных игр. |
|
19 |
Народные праздники |
1 |
0,5 |
0,5 |
Рассказ о народных праздниках Прослушивание песен. Разучивание народных игр. |
|
20 |
«Зимние забавы» |
1 |
|
1 |
Досуг |
Досуг |
|
Наши защитники |
3 |
0,5 |
2,5 |
|
|
21 |
Защитники земли русской |
1 |
0,5 |
0,5 |
Презентация «Защитники Отечества с древних времен до наших дней». Изготовление костюмов, атрибутов. |
|
22 |
Защитники земли русской |
1 |
|
1 |
Репетиция сценки «Богатыри». Изготовление костюмов, атрибутов |
|
23 |
«Праздник мужества и чести» |
1 |
|
1 |
Праздник, посвященный Дню Защитников Отечества |
Участие в празднике |
|
Культура и традиции |
4 |
1 |
3 |
|
|
24 |
Обычаи, обряды народов Самарской области. |
1 |
|
1 |
Просмотр мультфильма об обычаях мордовского народа. Художественно-творческая деятельность «Куйгорож» |
Выставка поделок |
25 |
Народы Самарской области. |
1 |
|
1 |
Игровое занятие «В гостях у Хозяюшки» |
|
26 |
Знакомство с фольклором |
1 |
1 |
|
Чтение: «Жигулевские сказки». |
|
27 |
Знакомство с фольклором |
1 |
|
1 |
Художественно-творческая деятельность: рисование по мотивам жигулевских сказок |
Выставка детских работ |
|
Проект «Голубая планета» |
4 |
0,5 |
3,5 |
|
|
28 |
Изготовление скворечников |
1 |
|
1 |
Продуктивная деятельность совместно с родителями |
Развешивание скворечников на участке детского сада |
29 |
Самара и космос |
1 |
0,5 |
0,5 |
Презентация «Роль Самары в освоении космоса» Художественно-творческая деятельность: создание коллажа «К далеким звездам» |
Коллаж |
30 |
Экологическая акция «Чистая планета» |
1 |
|
1 |
Уборка мусора на участке |
|
31 |
День Земли |
1 |
|
1 |
Праздник |
Участие в празднике |
|
Проект «Спасибо за мир!» |
4 |
0,5 |
3,5 |
|
|
32 |
Памятник «Мать – Родина» |
1 |
|
1 |
Экскурсия к памятнику.
|
|
33 |
Подвиги наших земляков |
1 |
|
1 |
Экскурсия в музей боевой славы вч 90600 |
|
34 |
Этих дней не смолкнет слава! |
1 |
|
1 |
Художественно-творческая деятельность: коллажи, рисунки |
Выставка детских работ |
35 |
Подвиги наших земляков |
1 |
0,5 |
0,5 |
Встреча с ветеранами Праздничное чаепитие Вручение подарков, сделанных своими руками |
Фотоотчет |
36 |
КВН «Знатоки родного края» |
1 |
|
|
Досуг |
Открытый просмотр |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самарское Поволжье - уникальный регион, впитавший в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, которые способны оказывать значительное влияние на духовный мир человека. Формирование духовного мира человека необходимо начинать с дошкольного возраста, и задачей педагога, по реализации данного направления является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы.
Занимаясь в кружке «Наш родной край», дошкольники узнали:
- О Самарском крае: истории, культуре, традициях, символике, достопримечательностях.
- Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов; типичных представителей животного и растительного мира, в том числе, занесенных в Красную Книгу; полезные ископаемые, географическое положение);
- Наиболее важные исторические события истории и достопримечательности поселка Рощинский;
- Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества;
- Традиционные праздники русского народа.
Научились:
- Вести самостоятельные наблюдения в природе;
- Узнавать изученные растения и животных, называть некоторые растения и животных, занесенных в Красную книгу;
- Работать с элементами народного творчества;
- Применять игры разных народов края для организации собственного досуга;
- Приводить примеры полезных ископаемых Самарской области;
- Уметь рассказывать о назначении объектов поселка, о достопримечательностях края;
- Уметь ориентироваться по карте;
У дошкольников были воспитаны:
- Любовь к малой родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, к прошлому, настоящему, будущему родного края;
- Уважение к защитникам Отечества, чувство благодарности и уважения к ветеранам ВОВ;
- Толерантное отношение к представителям других национальностей;
- Культура экологически грамотного поведения в быту, в природе.
В результате деятельности кружка:
собраны картотеки:
-подвижных игр русского народа
- пословиц и загадок русского народа;
оформлены альбомы:
- «Полезные ископаемые Самарской области»
- «Красная книга Самарской области»
- «Самара»
- «Наш родной поселок»;
проведены праздники:
- Рождество
- Масленица
- «Праздник мужества и чести», посвященный Дню защитников Отечества
- «День Земли»
- КВН «Знатоки родного края»;
проведена экологическая акция «Берегите природу родного края!»;
Реализованы проекты:
- «Голубая планета»
- «Спасибо за мир!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовая база:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
- Федеральный закон «Об образовании» от 29. 12. 2012, № 273 - ФЗ
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007, № 22 – ФЗ
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 4 октября 2000, № 751
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Программы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
- Основная общеобразовательная программа СП «Детский сад «Мишутка»ГБОУ СОШ пос. Просвет / Сост. С. Б. Шумейко, 2015
Литература:
- Алёшина Н.В. ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа. – М.: ЦГЛ, 2012. – 246 с. В книге представлена система работы по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью детей младшей группы дошкольного образовательного учреждения. Пособие выстроено по следующим темам ознакомления: семья, детский сад, родной город, родная страна, труд взрослых, предметный мир.
Материал представлен понедельное постепенным усложнением с учетом дидактических целей и возраста детей.
Книга предназначена воспитателям дошкольных образовательных учреждений, детских домов, частных групп и родителям. - Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005. В пособии представлены программа и методические рекомендации по ознакомлению детей 2–7 лет с окружающим миром. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содержание работы с детьми, приведены примерные конспекты дидактических игр и занятий. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
Читайте оригинал на сайте Книжного портала iHaveBook: http://ihavebook.org/books/414000/rebenok-i-okruzhayuschiy-mir.html - Евтушенко С. Воспитание большого гражданина России / С. Евтушенко, Л. Веселова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 6, С.118-121
- Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий», 2011. – 112 с.
Пособие адресовано старшим воспитателям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и предлагает систему работы с детьми 5-6 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. В нем представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые занятия связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, ее прошлом и настоящем. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который поможет педагогу в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры и т.п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.
Пособие призвано помочь воспитателям увлекательно и эффективно проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, отследить степень усвоения детьми знаний о родной стране.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2012. - № 12. - С. 31-36
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс, 2012. – 200 с.
- Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю.Александрова. - Волгоград: Учитель, 2010, 214 с. В учебно-методическом пособии рассматриваются проблемы патриотического воспитания школьников в условиях образовательного процесса. Пособие содержит краткий анализ проблемы патриотического воспитания школьников, характеристику основных подходов, принципов к организации патриотического воспитания и основных понятий. В работе представлена модель процесса патриотического воспитания школьников, педагогический инструментарий его организации, включая описание специфики и этапов технологий патриотического воспитания школьников. Проблемы патриотического воспитания осмыслены автором на основе многолетнего опыта патриотического воспитания школьников. Пособие адресовано студентам педагогических специальностей и педагогам, организующим патриотическое воспитание.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание. – 2011. - №10. - С.52-54
- С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ «Сфера», 2012
- Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. - 2011.- №1.- C. 17-23.
Интернет ресурсы
- www.gumer.info/bibliotek_Buks/ / Барашков В.Ф., Дубман Э.Л. Самарская топонимика. Самара [Электронный ресурс]/ В. Ф. Барашков// Электронная библиотека Гумер (21.03.2015)
- http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/801--q-q-iii-.html / Ланкова Н.М. Ручейки времени. Тольятти [Электронный ресурс] / Н.М.Ланкова (03.12.2013)
- http://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-47-45/ / Программа «Мы – волжане» / Авторский коллектив ДОУ 115 «Салют» г.Тольятти (08.03.2015)